Познавательно-исследовательская деятельность " Волшебная соль"
05.04.2020, 22:13

Конспект НОД по познавательному развитию «Волшебная соль» для детей старшей группы
Тема: «Волшебная соль»
Образовательная область: познание
Тип НОД: занятие по сообщению новых знаний (опытно-экспериментальная деятельность)
Вид НОД: тематическое
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить с солью и ее свойствами,
- закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
- учить рисовать при помощи соли, используя нетрадиционную форму.
Развивающая:
- развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.
- развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования
- развивать наглядно-образное мышление, творчество, путем проведения опытов.
Воспитательная:
- воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
- воспитывать интерес к занятию
- воспитывать умения согласовать действия между собой.
Методы и приемы: Вопросы к детям, творческая работа, художественное слово, видов деятельности.
Словарная работа: безвкусная, соленая, сыпучая, рассыпчатая, морская, мелкая, крупная
Материалы и оборудование: тарелочки с солью, куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, вода, салфетки, шприцы, готовый фон для рисования дерева, клей, кисти, краска 2 цветов. (Синяя, желтая)
Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.
Индивидуальная работа:
Планируемые результаты: Знакомство с солью ее свойствами, знакомство с нетрадиционной формой рисования.
Форма проведения: экспериментально-исследовательская деятельность
Ход занятия:
Вкруг широкий вижу я встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём!
Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами.
А теперь: Уши слушают – и все слышат.
Глаза смотрят – и всё видят.
Ноги – руки не мешают, а помогают.
А голова хорошо думает.
Присаживаемся на стулья.
Хотите послушать одну историю? «Послала мама девочку Машу в магазин за продуктами и составила список. Ходит Маша между полками, по слогам разбирает, что мама написала. Мо -ло -ко – хорошо! – и в корзинку. Хлеб – вкусно! – тоже в корзинку. А это что написано? Я это не ем и никогда не видел, чтобы мама с папой это ели. Лучше я куплю себе петушка на палочке.»
- Хотите узнать, что Маша не купила? Для этого нужно отгадать загадку:
Без неё, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались, ну, конечно, это – соль.
-Петина мама огорчилась, что её дочь ничего не знает о соли. Поможем Пете узнать об этом удивительном продукте?
- Соль – полезное ископаемое, природный элемент. Добывают её двумя способами: в карьерах и выпариванием из солёной морской воды.
- Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, остальные уходили «несолоно-хлебавши». К соли относились уважительно.
А какую же соль можно купить в супермаркете или магазине?
Рассмотрим образцы: соль бывает пищевая поваренная (крупного помола), морская и мелкая соль «Экстра».
А есть ещё техническая соль, которой посыпают дороги зимой.
А хотите еще больше узнать о свойствах соли?
Тогда нам надо отправиться в волшебную лабораторию?
Давайте произнесем волшебные слова:
ХЛОП-ХЛОП
ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,
И В ВОЛШЕБНОЙ ЛОБОРАТОРИИ - ОЧУТИСЬ!
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним
Правила поведения и техники безопасности при работе с солью:
- не трогать руками глаза,
-соблюдать тишину
- не толкать соседа во время работы
- ничего не пробовать на вкус.
И так внимание.
Опыт №1 «Определение свойств соли»
Пройдите на места, возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах?
Понюхайте её. Есть ли у нее запах? (без запаха).
Насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали).
Значит соль, какая? (сыпучая, рассыпчатая).
У нас столе лежать шприцы с водой. Возьмите шприцы и капните на соль водой. Что произошло? (соль впитала воду).
А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало).
А сейчас каждый из вас возьмет стаканчик с водой и ложку соли. Насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась).
Изменился ли цвет воды? (нет).
А как вы думаете, какой стал вкус у воды? (солёный). Молодцы.
Вывод: А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).
Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть).
Опыт №2 «Растапливание льда»
Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем.
Подходим к следующему столу. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, возьмем два кубика льда. Один из них посыплем солью, а второй оставим для сравнения. Соль разъедает лед, проделывая канавки и ходы в ледяном кубике. Как и ожидалось, кубик льда, посыпанный солью, растаял гораздо быстрее. Именно поэтому дворники зимой посыпают дорожки солью.
Вывод: Так соль растапливает лед.
Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем.
Физминутка
Очень опыты мы любим! Шеей влево, вправо крутим.
Соль полезна для еды - Если правда, топай ты!
Солью промываем рот- Делай вправо поворот!
Также нос, и снова рот- Влево делай поворот!
Медицина здесь уместна. Мы попрыгаем на месте!
Чтобы сильными нам стать. А затем весь мир обнять!
(Дети проходят на стульчики)
Вот мы немножко отдохнули, но опыты на этом не закончились, давайте продолжим.
Подходим к третьему столу
А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду.
Опыт № 3 «Тонет – не тонет?».
Цель: Продемонстрировать, что солёная вода плотнее пресной воды.
Материал: Соль, два прозрачных стакана, два яйца, ложка, вода.
Ход: - в стакан с водой опустить яйцо с помощью ложки;
Вывод: Яйцо тонет.
- другой стакан с водой добавить 4 ложки соли, размешать до полного растворения;
-опустить яйцо в этот стакан.
Вывод: Яйцо не тонет, а плавает. Почему?
В пресной воде яйцо тонет, т. к. оно плотнее, чем вода. В солёной воде яйцо плавает, т. к. солёная вода за счет содержания соли плотнее, чем яйцо.
Вывод: Плотность соленой воды больше, чем плотность пресной.
Рефлексия (3 мин)
Воспитатель
Настроение прекрасное –
Не хочется скучать.
Я солёные картинки
Предлагаю вам нарисовать!
Приглашаю вас в творческую мастерскую и покажу , как можно ещё использовать соль, но вначале надо подготовить наши пальчики и руки для творческой работы.
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук)
Опыт №4 «Рисование солью»
1. У вас на столах лежат тарелочки . На середину нанесите кисточкой клей.
2. Посыпьте тонким слоем солью рисунок с нанесенным на него клеем (Протрите руки салфеткой)
3. Раскрасьте соль, прикасаясь к ней кисточкой с разными оттенками жидкой краски
(Вспомните, ребята, когда мы рассматривали глобус, каким цветом на нём обозначены вода, земля, лес?.Представьте, что у вас наша планета, какой её видят космонавты с иллюминатора космического корабля . Подумайте, что вы будете раскрашивать сначала, а что потом)
- Что делает краска с солью? (окрашивает)
- Не забывайте хорошо промывать кисточки и сушить их о салфетку, осанка
4. Дождитесь полного высыхания
(Самостоятельная работа детей под музыку)
Пока, рисунок подсыхает:
Релаксация: «Солнечный зайчик»
- Стряхните лишнюю соль. Аккуратно берем лист и стряхиваем лишнюю соль на газету ,положили рисунки на коврик СТОЛ?
Посмотрите и скажите, каким стал ваш рисунок?
(рисунок стал красивым, волшебным, необычным, разноцветным, сказочным.)
- Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились?
(рисование солью).
Настала пора прощаться с нашей лабораторией.
- Давайте произнесем волшебные слова:

ХЛОП-ХЛОП
ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,
И в детском саду очутись
Предложить детям встать в круг
А что больше всего вам запомнилось и понравилось на занятии?
(Ответы детей)
А сейчас мы повторим материал занятия и сыграем в игру «Соль нужна, чтобы»
(с мешочком в ней соль, передавать и говорить)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы делать поделки (вспомнить, какие поделки с солью делали)
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дороги зимой
5. Чтобы добавить в жареную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
8.Чтобы чистить посуду
9.Чтобы использовать в творчестве и опытах…
На этом наше занятие по экспериментированию соли подошло к концу. Спасибо вам ребята! Давайте попрощаемся с нашими гостями, подойдем и прикоснемся своими ладонями к их ладоням.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Ирина
Просмотров: 296 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar